Владимир ЗАРЕМБО
ЭТА ОСЕНЬ, ЭТО НЕБО...
Пожалуй, трудно найти в истории отечественного спорта фигуру более легендарную, чем Марат Ниязов. Легенда началась полвека назад, когда в 1958 году в Москве на чемпионате мира по пулевой стрельбе мало кому известный молодой ашхабадский спортсмен завоевал сразу шесть золотых медалей и звание шестикратного чемпиона мира в командном зачете. Затем была Италия, стадион имени Виктора Иммануила Третьего и подлинный триумф. Первым из туркменских спортсменов Марат Ниязов проложил дорожку к самому желанному для каждого атлета земного шара пьедесталу, став серебряным призером Олимпийских игр в Риме в 1960 году.
Национальная гордость, человек, вписавший яркую страницу в летопись спортивных достижений страны, Марат Ниязов начинал свой путь на спортивный Олимп еще в те времена, когда Туркменистан только-только начинал приходить в себя и отстраиваться после разрушительного землетрясения 1948 года. Конечно, спортивные сооружения тех лет не идут ни в какое сравнение с суперсовременными дворцами спорта, которые украшают сегодня наши города.
В жизни ничего не происходит беспричинно, само по себе. То, что в далеком 1953 году студент Московского института нефти и газа имени И.М.Губкина Марат Ниязов выбрал именно стрелковый спорт, было определено характером Марата Атаевича, а именно, умением ставить перед собой цель и стремиться к ней. К тому же сказались и его бойцовские качества, заложенные природой. Найдите мужчину, равнодушного к оружию! У каждого из представителей сильного пола в большей или в меньшей степени есть предрасположенность к оружию - генетическая память, оставленная далекими предками - воинами, охотниками, дуэлянтами. Наверное, у Марата Ниязова эта память оказалась достаточно сильной...
Про иного человека, не сумевшего реализовать себя в жизни, жалеючи говорят, что, дескать, родился он не в то время. Вот если бы лет сто или двести назад, тогда он в полной мере проявил бы все свои таланты. Но времена, к счастью, не выбирают, и каждая эпоха предоставляет всем нам массу возможностей найти своим способностям достойное применение.
За полтора десятка лет спортивной карьеры Марат Ниязов достиг таких высот, какие не каждому спортсмену под силу. Одно только сухое перечисление всех его наград и регалий не может не впечатлить: серебряный призер Олимпийских игр, семикратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, четырнадцать раз становился чемпионом СССР. Девять раз показанные им результаты превышали официальные мировые рекорды, одиннадцать раз - рекорды Европы и тринадцать раз рекорды СССР. Всего в копилке заслуженного тренера Марата Атаевича Ниязова около 200 спортивных наград.
Оставив большой спорт и перейдя на тренерскую работу, Марат Ниязов и на этом поприще добился мировой славы профессионального тренера, тренера чемпионов. Его воспитанники не раз становились победителями самых престижных соревнований. Он готовил к поединкам различного уровня спортсменов Болгарии, Румынии, Египта, Филиппин, Мьянмы, Кувейта. Его учеников, многие из которых и сами теперь стали тренерами, можно встретить чуть ли не во всех уголках планеты. Но в какой бы стране ни работал Марат Ниязов, он как тренер всегда представлял свою Родину - Туркменистан.
Однако все это спортивная сторона жизни выдающегося стрелка. Все, кто близко знал Марата Атаевича Ниязова (а круг его общения напоминает по размерам орбиту большой планеты, которая притягивала всех, кто попадал под обаяние его личности), помимо таких качеств, как дружелюбие, открытость, колоссальное чувство юмора, отмечали главную его черту - надежность. Он был настоящим мужчиной в том именно понимании, которое искони служит эталоном поведения сильного пола. Такой не предаст друга, не сбежит с поля боя, не даст в обиду женщину, защитит слабого. Такие через всю жизнь проносят не поддающиеся переоценке и девальвации рыцарские понятия о чести, благородстве, справедливости и достоинстве.
Бьющая через край энергия Марата Ниязова поражала. Он уже перешагнул восьмой десяток, но по-прежнему продолжал тренерскую работу, все так же колеся по всему миру. Наконец, решил: хватит, у него есть дом, любящая и любимая жена, дети, внуки, что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить осень своей жизни. В сентябре прошлого года Марату Атаевичу Ниязову исполнилось 75 лет, а вскоре произошло событие, нежданно-негаданно открывшее новую страницу в биографии выдающегося спортсмена: его пригласили на съемочную площадку. Режиссер Государственного кинообъединения имени Огузхана Керим Аннанов приступал к съемкам короткометражного фильма "Осень" по новелле своего отца Баба Аннанова и искал исполнителя на главную мужскую роль. И тут он случайно увидел в городе Марата Ниязова, с которым был знаком много лет. Знаменитый стрелок в дополнение к своим пышным усам отрастил еще и бороду, что придало ему облик благообразного яшули. "Вот это и есть мой герой", - подумал режиссер. Прочитав сценарий, Марат Атаевич тут же согласился. "Осень" - это трогательная история двух одиноких стариков, односельчан Баладжа ага и Аксолтан эдже. Много лет назад нелепая случайность не дала им соединиться друг с другом, но спустя десятилетия, на склоне жизни судьба все же свела их друг с другом.
Предлагая роль Марату Атаевичу, режиссер рассчитывал на то, что он наполнит образ своей яркой индивидуальностью. Так и случилось. Непрофессиональный актер прекрасно справился с задачей. Ему не нужно было объяснять задачу, сверхзадачу и прочие кинематографические премудрости. Он пропустил образ через себя и создал тот характер, который требовался режиссеру. Это было точное, прямое попадание в образ. "Обычно даже опытные актеры волнуются, нервничают во время съемок,- говорит Керим Аннанов. - Марат Атаевич сохранял олимпийское спокойствие, как будто всю жизнь только и делал, что снимался в кино". Он был спокоен потому, что чувствовал достоверность своего персонажа.
Фильм снимался осенью прошлого года в красивейших местах под Ашхабадом. Уже начинали желтеть и облетать листья, предгорный аул был наполнен тишиной и окутан легкой дымкой. Яркие краски октября становились мягче и глуше. Это была последняя осень патриарха туркменского спорта. В апреле этого года Марата Атаевича не стало. Больно и нелепо говорить в прошедшем времени о том, чье жизнелюбие, казалось, не иссякнет никогда. Человек ушел, но осталась память. Осталась лента, с которой на зрителя смотрят умные, живые глаза легендарного спортсмена, принявшего на время образ своего ровесника, земляка, человека трагической судьбы. В картине есть сцена, где Баладжа ага, обретя, наконец, душевный покой, задумчиво глядит в небо, как бы отыскивая в нем что-то, решая некую скрытую в небесной дали, одному ему понятную загадку. Красивое лицо этого умудренного жизнью старика вдруг озаряется улыбкой: он понял главную истину - что бы с нами ни случилось, жизнь продолжается.